Содержание
Какие виды распашных ворот бывают?
Устанавливаем столбы для ворот
Как ухаживать за распашными воротами
Распашные ворота – это классическое и популярное решение для въездной группы любого частного дома, дачи, производственной территории или фермерского участка. Такая конструкция отличается простотой, надежностью и удобством в эксплуатации, а также сравнительной простотой изготовления. Большой спрос на заборы и ворота обусловлен не только необходимостью для ограждения, но и желанием реализовать собственные дизайнерские решения по внешнему виду въезда.
Сегодня мы подробно рассмотрим, как сделать распашные ворота из профильной трубы своими руками. Эта статья - пошаговое руководство: от выбора материалов и инструментов до окончательной установки и дальнейшего ухода. Мы подробно разберём каждую фазу проекта, дадим советы и расскажем о типичных ошибках новичков.
Распашные ворота — это система, состоящая из двух (иногда одной - калитки) створок, которые закрепляются на столбах с помощью петель и открываются наружу или внутрь. Это универсальный и привычный для большинства тип ворот. Они просты в изготовлении и удобны: открытие и закрытие может осуществляться вручную или с помощью автоматических приводов. Ширина проезда варьируется в зависимости от ваших нужд, но среднее значение — 3-4 метра. Правильно спроектированные и изготовленные распашные ворота прослужат десятки лет, обеспечивая безопасность участка и удобный заезд.
Распашные ворота можно условно разделить на несколько видов по разным признакам.
По материалу:
По числу створок:
По способу устройства:
По способу автоматизации:
В нашей статье речь пойдет о наиболее распространенной конфигурации — двустворчатых металлических распашных ворот на ручном управлении с каркасом из профильной трубы и с обшивкой — как самым оптимальным по цене и долговечности варианте.
Чтобы ворота были прочными, долговечными и имели привлекательный внешний вид, важно четко подойти к выбору материалов для всех составляющих конструкции: каркаса, столбов, обшивки, крепежа, петель и расходников.
Профильная труба — это металлическая труба квадратного или прямоугольного сечения, из которой изготавливаются каркасы, ребра жесткости, стойки и столбы.
Для столбов лучше всего использовать профильную трубу большого сечения (80x80 мм, 100x100 мм или даже 120x120 мм) со стенкой 3-4 мм. Высота столбов определяется шириной и высотой ворот, глубиной заглубления (лучше минимум 1/3 длины уходит в землю). Например, при высоте ворот 2 м и заглублении в 1 м, столбы нужны длиной не менее 3 м.
Для каркаса створок используют профильную трубу сечением 40x20 мм или 60x30 мм, со стенкой 2 мм — это обеспечит нужную жёсткость и не утяжелит створки.
Для ребер жесткости можно применить трубу 20x20 мм или 25x25 мм.
При покупке профильной трубы инспектируйте её на наличие ржавчины, трещин и деформаций. Выбирайте только ровный и качественный материал от проверенных поставщиков.
Обшивка — то, что придаёт внешний вид воротам, а еще защищает участок от посторонних взглядов.
Чаще всего используют:
Самый бюджетный и распространённый вариант — профнастил высотой 2 м, толщиной 0.4–0.5 мм, окрашенный или оцинкованный. Помимо обшивки понадобятся саморезы по металлу, планки для крепления и декоративные элементы — при желании.
Столбы — основа всей конструкции ворот, на них ложится вся нагрузка. От их правильной установки зависит долговечность и функциональность всей системы.
Разметка и выкапывание ям:
Сначала определяем ширину проема. В наиболее популярном варианте для легкового автомобиля достаточно 3–4 метров. Ямы под столбы выкапываются глубиной не менее 80–100 см (чем глубже — тем лучше, особенно если уровень промерзания почвы высок). Диаметр ямы берется немного больше толщины столба (20–30 см), чтобы сделать бетонную подушку.
Установка столбов:
В ямы устанавливаются трубы строго по уровню и закрепляются временно растяжками. Верхушки столбов должны быть на одном уровне. Заливку ямы производят бетоном, который тщательно трамбуется. Для дополнительной устойчивости можно вокруг нижней части столба приварить арматурные штыри — так труба будет крепче держаться в бетоне. Заливку нужно оставить на 2–3 дня, чтобы бетон полностью схватился.
Проверка вертикальности:
Столбы должны быть не только параллельны друг другу, но и строго перпендикулярны земле — это проверяется уровнем или отвесом. Малейшее отклонение — и ворота потом будут болтаться, цепляться или не закрываться вовсе.
Петли — одна из важнейших деталей! Именно через них створки будут крепиться к столбам и проворачиваться при открывании/закрывании.
Виды петель:
Для распашных ворот используют тяжелые накладные петли из стали на шарнирах. Оптимальный диаметр — от 20 мм. Современные петли чаще всего снабжены грейзером (масленкой) для периодической смазки.
Принцип приваривания:
Петли размещаются на каркасе створки и столбе на одинаковом уровне, не слишком близко к краю и на достаточном расстоянии друг от друга — обычно на расстоянии 15–20 см от верхнего/нижнего края ворот. Обратите особое внимание на совмещение осей петель и вертикальность сварки! Это залог плавного хода створки. Перед окончательной сваркой петли фиксируют прихватками и проверяют работу на пробной навеске. Если все работает плавно и ровно — петли обвариваются полностью.
Защита от снятия:
Часто к петлям приваривают специальные штыри или пластины, чтобы после навешивания ворота невозможно было снять без специального инструмента (это важно для безопасности).
Перед тем как приступить к сварке каркаса створок, профильную трубу нужно разрезать по необходимым размерам.
Измерения и разметка:
Работа начинается с создания детального чертежа с указанием всех размеров проема, высоты, ширины створки, а также мест установки горизонтальных и вертикальных поперечин. Обязательно делайте припуски на сварные швы (примерно 5–8 мм на каждый соединительный шов, учитывая термическое расширение).
Раскрой:
Для резки применяют болгарку (угловую шлифовальную машину) с отрезным кругом по металлу или стационарную резку. Резать трубу нужно строго под 90 градусов (или под нужным углом для стыков по диагонали). Края обязательно очищаются от заусенцев напильником или кругом для зачистки.
Разметка отверстий:
Заранее придется просверлить отверстия под крепление обшивки или под болтовые соединения — делать это проще до начала сварки, пока весь каркас не собран.
На этом этапе из подготовленных кусков профильной трубы сваривается прочный жёсткий каркас каждой створки.
Последовательность изготовления каркаса:
Сначала укладывают и собирают «рамку» на ровной поверхности. Все соединения прихватываются на 2–3 точки сварки, затем проверяются диагонали — они должны быть равны (только в этом случае рама не поведёт при дальнейшей эксплуатации). После проверки еще раз убеждаются в точности всех углов (90 градусов). После этого швы провариваются полностью, но не без перерыва, иначе греющиеся трубы могут повести.
Дополнительные ребра жесткости:
Внутри створки привариваются горизонтальные (когда ворота выше 1,5 м — две-три) и/или диагональные ребра жесткости. Они увеличивают прочность и препятствуют прогибу.
Зачистка швов:
После остывания все сварные швы тщательно зачищаются болгаркой с зачистным кругом. Следует избавиться от всех наплывов металла, окалины, брызг — иначе обшивка не ляжет плотно и может быть повреждена.
После полного изготовления и зачистки каркаса створок их навешивают на столбы с уже приваренными петлями.
Процесс навешивания:
Обычно для работы нужны как минимум два человека: один удерживает створку на нужной высоте, второй вставляет ось петли и фиксирует её. При необходимости подкладывают временные деревянные клинья или металлические подкладки, чтобы обеспечить ровный зазор между створками и столбом (обычно это 10–15 мм с каждой стороны). После фиксации проверяется легкость и плавность хода, если надо — подтачиваются и корректируются сварные швы. Когда створки навешены и работают правильно, можно переходить к дальнейшей отделке.
Выбранный материал (например, профнастил) крепится к каркасу.
Подготовка:
Раскрой профнастила осуществляется болгаркой или ножницами по металлу в размер. Отдельную панель лучше делать с небольшим напуском с каждой стороны (1–2 см) для максимальной защиты от задувания.
Крепление:
Крепление профнастила к профильной трубе каркаса выполняется на специальные саморезы по металлу с пресс-шайбой и резиновой прокладкой (чтобы вода не затекала). Рекомендуется через каждый 40–50 см. Можно установить специальные декоративные планки на края листов или прокладку между металлом и трубой для избежания скрипа.
Деревянная обшивка:
В случае деревянной обшивки доски крепятся шурупами или болтами. Лучше доски предварительно обработать антисептиками и краской.
Перед покраской металлическая часть ворот обязательно очищается от пыли, ржавчины, жировых пятен. Для зачистки используется металлическая щетка, наждачная бумага или болгарка с щеточным кругом.
На чистую и сухую поверхность наносится слой грунтовки по металлу (антикоррозийной). Это позволяет защитить ворота от ржавчины, повысить адгезию (сцепление) с краской и продлить общий срок службы.
Рекомендация — использовать алкидную или эпоксидную грунтовку, которые устойчивы к атмосферным воздействиям.
Через 4–6 часов после грунтования (или по инструкции производителя) можно приступить к покраске.
<>Какую краску выбрать?
Наиболее популярны фасадные эмали по металлу или специальная порошковая краска (при наличии оборудования). Цвет — по вашему выбору, но обычно применяется тёмно-коричневый, зелёный, серый, либо под цвет забора или обшивки дома.
Технология нанесения:
Можно красить кистью, валиком или краскопультом. Ворота лучше окрашивать в 2 слоя с промежуточной сушкой. Не забывайте тщательно прокрашивать сварные швы и резы труб! Особое внимание уделяйте местам, где была обрезка и сварка — там чаще всего появляется ржавчина.
Для безопасности на ворота устанавливается запорное устройство.
Варианты:
Самый простой вариант — навесной замок и проушина на створке. Более надёжный способ — врезной замок, фиксируемый внутрь профильной трубы (или в специальную коробку). Современные решения включают электрозамки с управлением с домашнего домофона.
Монтаж:
На створках к месту установки привариваются металлические проушины или планки. Если используется врезной замок — заранее готовится отверстие нужного размера с помощью болгарки и сверла. Монтируется ручка и ответная часть на противоположной створке или столбе. Для фиксации в закрытом положении можно установить дополнительный засов (ригель), который будет втыкаться нижним концом в землю или опорную пластину.
Для самостоятельного изготовления распашных ворот потребуются следующие инструменты:
Также понадобятся каска, очки, перчатки и прочие средства индивидуальной защиты.
Чтобы ворота служили долгие годы, им требуется регулярное обслуживание:
Изготовить распашные ворота из профильной трубы своими руками — вполне выполнимая задача для домашнего мастера, который не боится работы с металлом, готов аккуратно подходить к каждому этапу и внимательно следить за деталями. Такие ворота не только прослужат десятилетия при должном уходе, но и украсят ваш участок, обеспечив безопасность и удобство.
Изучив этот подробный гид, вы сможете спланировать и реализовать проект собственных ворот, не переплачивая подрядчикам и спокойно контролируя весь процесс от и до. Важно помнить: качественная установка столбов и каркаса, аккуратная сварка, правильный выбор материалов — вот залог безупречной работы ваших распашных ворот в любую погоду и при любых нагрузках.